В рамках реализации программы «Инженерное образование: от школы к производству» и сетевого образовательного проекта «Инженерная галактика» 04 марта 2016 года в МБОУ СОШ № 95 города Нижний Тагил Свердловской области состоялась проектная сессия «Как научить ребенка читать в XXI веке».
В работе проектной сессии приняли участие свыше 50 педагогов, руководителей, из различных городов Свердловской области (Североуральск, Невьянск, Качканар и др.), членов окружной сетевой ассоциации детей и взрослых «Инженерная галактика», команда специалистов НТФ ИРО.

Основная проблема, которую обсуждали участники проектной сессии – это формирование у обучающихся навыков смыслового чтения текстов различных жанров – поиска информации и понимания прочитанного, преобразования и интерпретации информации, оценки информации.
Презентация — Как научить ребенка читать в 21 веке?
Анализируя результаты Международного проекта «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2011 (Progress in International Reading Literacy Study), соотнося проверяемые у обучающихся в ходе PIRLS группы читательских умений с планируемыми результатами междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом» в ООП НОО, участники сессии пришли к выводу об относительно высоком уровне готовности российских выпускников начальной школы к тому, чтобы в основной школе использовать тексты для обучения, для расширения своего личного опыта и знаний.
Однако анализ трудностей, с которыми столкнулись российские выпускник начальной школы при выполнении заданий PIRLS-2011 обозначил необходимость дальнейшей работы по формированию у обучающихся навыков смыслового чтения. В этой связи важно соблюсти преемственность в работе между дошкольными образовательными организациями и учителями начальной школы.
Так, Гильманова О.Л., методист МАДОУ «Детство», представила систему работы МАДОУ по формированию навыков смыслового чтения у воспитанников ДОУ, Коротенко Н.Н., заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ № 50 представила модель образовательной организации по реализации стратегий формирования и развития навыков смыслового чтения, Шушаров А.П., заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ № 95 акцентировал внимание аудитории на возможностях внеурочной деятельности и технологий лего-конструирования, робототехники и развития критического мышления для обучения ребенка чтению.
С.Э.Потоскуев, к.ф-м.н, доцент ИРО, представил аудитории видение процессов высшей нервной деятельности при обучении ребенка чтению, показав, насколько важно, как, и с каких позиций современному учителю необходимо обосновывать перед современными родителями необходимость обучения ребенка чтению – важнейшему инструменту социализации.
Особые интерес у аудитории сессии вызвали практические задания в минигруппах конкретных техниках формирования навыков смыслового чтения, предложенных Гильмановой О.Л., методистом МАДОУ «Детство» и Пережогиной И.Г., учителем начальных классов МБОУ СОШ № 95 (лего-конструирование на основе наборов Lego Education Story Starter «Развитие речи 2.0» и Lego Education More To Math «Увлекательная математика»), Чесняк Т.В., учителем начальных классов МБОУ СОШ № 95 (технология развитие критического мышления, кластер – использование метода в работе с обучающимися с ЗПР), Фирулевой Н.В., учителем начальных классов МБОУ СОШ № 95 (технология развитие критического мышления, фишбоун).
Гостей проектной сессии приветствовали обучающиеся 4-5 классов под руководством Гуляевой Л.И., педагога НТФ ИРО, представившие безграничные возможности образовательной робототехники для формирования навыков смыслового чтения.